Login

Lost your password?
Don't have an account? Sign Up

«Аккредитованная сертификация»: что это?

С самого начала «лихих 90-х», когда Россия вступила на путь интеграции в мировой рынок, появилась национальная система подтверждения имеющихся на предприятиях условий обеспечения стабильности качества изготовляемой продукции: сертификация систем менеджмента качества. Методологию этой деятельности в России разрабатывали ведущие специалисты в области оценки качества и надежности технологических систем (в том числе — эксперты ВНИИСЕРТ). По сути, учитывая конъюнктуру тех лет, это было копирование правил ведущих зарубежных органов по сертификации ( BSI, LRQA, TUV, SGS), которые были перенесены на российскую почву и узаконены в виде национальных стандартов серии «40.». Параллельно (на базе того же зарубежного опыта) создавалась система подготовки экспертов по сертификации : многоступенчатое обучение, экзамены, стажировки. Соискатели должны были иметь: хорошее образование, производственный опыт, системное мышление и широкий кругозор (сочетание, встречающееся далеко не всегда).

Все это было частью правил аккредитации, установленных Росстандартом, которому в то время было поручено создание сети российских органов по сертификации систем менеджмента. Росстандарт готовил и аттестовывал экспертов, аккредитовывал органы по сертификации для работы в своей системе добровольной сертификации (СДС) «Регистр систем качества ГОСТ Р».

Однако, в условиях диковатого капитализма и главенства ложно трактуемого правила » разрешено все, что не запрещено», быстро расплодились самодельные СДС с красивыми названиями, намекающими на их » мировой уровень» или близость к структурам Росстандарта: «Еврорегистр», «Стандарт-Тест» и сотни (!) других. Никаких внятных требований ни к экспертам, ни к органам в этих СДС не было. Единственная цель подавляющего большинства из них — заработать какие- нибудь деньги и без усилий (путем убедительной рекламы на солидном многостраничном сайте и выдачей без задержек красивых «сертификатов»). Росстандарт в рамках своих функций исправно регистрировал такие СДС, присваивая им номер, внося в «Реестр систем добровольной сертификации» и не имея никаких прав по надзору за их деятельностью.

В ходу были «акции» и «скидки» от фиксированной цены. Продвинутые учредители, имея свидетельство о регистрации СДС, объявляли себя « органом, аккредитованным Росстандартом»( что похоже на ситуацию, когда гражданин будет называть себя сотрудником полиции на том основании, что получил там паспорт).

В начале 21 века число таких СДС достигло в России 4 тысяч… Бумажку с названием «сертификат» стало возможным купить за полсотни долларов с доставкой в течение 3 часов.

Попытка правительства навести порядок в этой сфере привела к выходу законов «О техническом регулировании», «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и созданию федеральной службы по аккредитации ( Росаккредитация). Нормы этих законов просты, логичны и опять копируют западный подход:

1) Документ с названием » сертификат» может выдавать только орган по сертификации.

2) «Органом по сертификации» может называться только юрлицо, аккредитованное Росаккредитацией.

3) Любые сертификаты, выдаваемые неаккредитованным юрлицом- незаконны.

Начали действовать утвержденные правительством «Критерии аккредитации», близкие к международным. Законопослушные органы по сертификации стали тратить массу усилий и десятки тысяч долларов на подготовку к аккредитации. Реестр аккредитованных лиц стал доступен на сайте Росаккредитации.

В конце 2020г. «Критерии аккредитации » претерпели изменения и стали очень «простыми» , а именно: требовалось полное соответствие международному стандарту ISO/IEC17021 -1. Очень жесткие требования новых «Критериев аккредитации » ( включая : страхование деятельности, ведение бизнеса только по адресу регистрации, наличие в собственности необходимого оборудования, систем хранения и защиты данных о системах менеджмента заявителей , ограничений на минимальное количество штатного компетентного персонала и множество других требований) теперь под силу только высокопрофессиональным организациям, располагающим серьезными ресурсами. При этом, дополнительное введение с 01.07.21г. специальных стандартов для органов, аккредитующихся по популярным отраслевым версиям (пищевая безопасность, информационная безопасность, производство медизделий) еще более усложнило задачу прохождения аккредитации.

Одним из первых решил этот вопрос орган по сертификации систем менеджмента ВНИИСЕРТ, пройдя в середине июля 2021г. проверку Росаккредитации по новейшим требованиям без замечаний (номер аккредитации: 13НА95).

Казалось бы, что такими требованиями выбивается почва из-под ног «бизнесменов», владеющими различными СДС, которые продают «сертификаты » с дисконтом в 10-50 раз (!) от цены аккредитованной сертификации, нарушая действующие законы. Однако, как водится в России, «строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения». Эта банальность, к сожалению, в полной мере отражает ситуацию на современном рынке услуг по сертификации систем менеджмента. Неаккредитованная сертификация процветает, интернет забит полуграмотной рекламой копеечных самодельных сертификатов или (что еще хуже) сайтами недобросовестных органов, лишенных аккредитации, но заявляющих о своей легитимности. Хотя проверить наличие действующей аккредитации очень просто, многие заявители не используют эту элементарную процедуру: ввести на сайте fsa.gov.ru на странице «реестр аккредитованных лиц» в поле «номер записи» шесть последних символов из номера аккредитации. Предосторожность лишней не бывает в условиях разгула стихии «рисованных сертификатов»! Задача этой статьи — открыть глаза предприятиям, желающим задешево и без усилий подтвердить статус солидного производителя качественной и безопасной продукции (услуг). Четвертьвековой опыт показывает, что «бесплатного сыра не бывает» и такие заявители в конечном итоге сами приходят к необходимости аккредитованной сертификации, которой только и верят серьезные покупатели и партнеры.