Подготовка к аккредитации органа по сертификации
Как аккредитовать орган по сертификации?
Сразу оговоримся: речь идет о реальной аккредитации органа по сертификации систем менеджмента (ОССМ) в национальной системе аккредитации под эгидой Федеральной службы по аккредитации (ФСА). И это непростой процесс, в отличие от так называемой «аккредитации» в любых системах добровольной сертификации (СДС), выполняемой за несколько тысяч рублей в течение 1 дня, включая оформление красивого «аттестата аккредитации» со сложным номером, намекающим на огромный реестр «аккредитованных» органов.
ФСА проводит аккредитацию в рамках госуслуги, и с 01 июля 2021 г.- в полном соответствии с международными требованиями, а именно: только по требованиям ISO/IEC 17021-1 с учетом дополнительных стандартов ISO и руководящих документов международного форума по аккредитации (IAF), учитывающих особенности аудита некоторых видов систем менеджмента:
- системы менеджмента качества (IAF ID1);
- системы экологического менеджмента и охраны труда (IAF MD5);
- интегрированные системы менеджмента (IAF MD11);
- системы менеджмента пищевой безопасности (ISO/TS 22003);
- системы менеджмента информационной безопасности (ISO/IEC 27006);
- системы менеджмента производителей медизделий (IAF MD9).
Список внушительный, требования этих документов различаются (как в части порядка работ по сертификации, так и в части требований к экспертам). Именно различия в требованиях перечисленных документов и определяют резкий рост сложности подготовки органа по сертификации, претендующего на аккредитацию в области большей, чем тривиальные системы менеджмента качества по ИСО 9001.
При этом имеются, разумеется, общие для всех органов требования к оргструктуре и уставу, инфраструктуре, документации, распределению ответственности, беспристрастности, независимости и др. Рассмотрим подробнее отдельные наиболее значимые для подготовки требования к ОССМ.
Устав (разрешенная деятельность) и оргструктура
Имеются жесткие ограничения на разрешенные (по Уставу) виды деятельности: фактически, это только сертификация, т.е. «монодеятельность». В этом проблема: госуслуга по аккредитации может быть оказана в течение 100 рабочих дней с момента заявки. Если будут замечания – еще плюс несколько месяцев. В сумме – до 10 месяцев, в течение которых деятельность по сертификации осуществлять законным образом невозможно, но зарплату персоналу платить надо. Следовательно – необходимы серьезные инвестиции, тем более, что в части минимального штатного расписания тоже есть ограничения: в реальности не менее 8 штатных единиц (не считая бухгалтерии и технического персонала). Такой состав диктуется, в первую очередь, требованиями беспристрастности и независимости при принятии решений о сертификации.
Минимизация потерь органа на этой стадии – серьезная задача для инвесторов, а также — консультантов, готовящих орган к сертификации.
Инфраструктура
Действующие правила предполагают размещение ОССМ по месту регистрации. При этом, занимаемая площадь должна обеспечивать: необходимые условия для всех сотрудников (не менее 4 м2 на человека), наличие архивной зоны. Определенные требования накладываются на располагаемое оборудование (в первую очередь – компьютеры и оргтехника), связь (интернет, телефон), системы хранения данных (серверы, жесткие диски).
Система качества органа (СМК).
СМК – обязательная принадлежность органа, — предполагает управление документацией, прослеживаемость работ, анализ рисков беспристрастности, проведение внутренних аудитов, анализ со стороны руководства и целый ряд других требований, регламентирующих, в т.ч. процедуры сертификации. Дополнительным плюсом будет защита данных заявителя о его сертифицируемой системе менеджмента . Эксперты по аккредитации рекомендуют внедрять в ОССМ систему менеджмента информационной безопасности по правилам ISO/IEC 27006.
Компетентность персонала
Особо следует остановиться на процедурах оценки и подтверждения компетентности персонала, поскольку от этого напрямую зависит область аккредитации, на которую может претендовать ОССМ.
Необходимо учитывать:
- требования к компетентности персонала по вышеперечисленным международным документам;
- виды экономической деятельности, в которых имеет опыт и квалификацию эксперт;
- функции при выполнении сертификационных процедур, в которых задействован эксперт,
- имеющийся опыт и образование эксперта.
Задача оценки разрешенной области деятельности эксперта-аудитора является многопараметрической и весьма сложной. На практике объем документированной процедуры по подтверждению компетентности экспертов может достигать 150 стр., а карточка эксперта, содержащая результаты его оценки – нескольких десятков страниц. Это серьезная работа, требующая специальных знаний и навыков. В противном случае неизбежна «ошибка первого или второго рода»: слишком ужать ( перестраховавшись) заявленную для аккредитации область ОССМ, или необоснованно широко заявить перечень стандартов для аккредитации (и тогда область Вам обрежет сама комиссия ФСА).
Заказать разработку документации можно по электронной почте iso.gost@mail.ru или телефонам +7 (916) 687-17-10, +7 (926) 212-25-44, +7 (499) 253-28-08.
Наши специалисты также ответят на все ваши вопросы.
Расчеты трудоемкости и моделированная сертификация.
Разработка процедуры расчета трудоемкости представляет определенную сложность, поскольку международные документы в ряде случаев устанавливают только рамочные правила для расчетов, требующие конкретизации в рабочих процедурах ОССМ. Расчет трудоемкости – один из главных этапов моделированных сертификаций (деловых игр), задания на которые в обязательном порядке выдает комиссия по аккредитации при выездной проверке. Чем шире заявленная область – тем больше игр, количество которых может достигать пары десятков. Каждая деловая игра – объемный документ на несколько десятков страниц.
Мы рассмотрели только самые сложные для реализации требования при подготовке аккредитации. В реальности, состав требований значительно шире. Объем подтверждающих документов, которые ОССМ передает в ФСА – от 500 до нескольких тысяч страниц, в зависимости от состава заявленных видов экономической деятельности.
Является очевидным, что подготовка и прохождение аккредитации – длительный и дорогостоящий процесс. И чтобы Ваши усилия и финансы не пропали даром (из-за существенного сужения комиссией заявленной области или отказа в аккредитации вообще), наиболее разумным будет воспользоваться услугами компетентных консультантов ВНИИСЕРТ. Вы можете выбрать как комплексную подготовку, так и отдельные услуги или консультации по сложным вопросам подготовки. Стоимость услуг варьируется очень широко в интервале от десятков до сотен тысяч рублей и определяется по результатам подробного обсуждения Ваших запросов.
Специалисты ВНИИСЕРТ, имеют многолетний опыт, знакомы с особенностями трактовки критериев аккредитации каждым из действующих экспертов ФСА (а их немного в этом направлении деятельности) и ориентируются при проведении подготовки на максимально жесткий подход (поскольку угадать состав комиссии для первичной аккредитации невозможно).
Типовой состав предлагаемых работ по подготовке указан ниже, и Вы можете выбрать любой набор услуг, исходя из Ваших потребностей, уровня подготовки и располагаемых ресурсов. Цены не указаны, поскольку зависят от размеров органа, заявленных видов экономической деятельности, состава стандартов на системы менеджмента и начинаются от 50 т.р.
Типовой состав услуг по подготовке к аккредитации ОССМ.
- Консультации по:
- разъяснению требований «Критериев аккредитации» согласно Постановлению № 707 (с учетом дополнительных требований с 01.07.2021г.);
- процедурам и порядку проведения работ по аккредитации ( в.т.ч. их особенностям в условиях коронавирусной пандемии).
- Оценка имеющейся документации ОССМ на соответствие критериям аккредитации.
- Подбор и предоставление образцов документированных процедур ОССМ и консультации по их адаптации с учетом заявленной области аккредитации.
- Полная разработка документации ОССМ силами консультантов.
- Разработка регистрационно-учетных документов (записей) по результатам внедрения системы качества ОССМ, включая: анализ со стороны руководства, внутренние аудиты, планы мероприятий, протоколы анализа рисков, оценки качества и беспристрастности и др.
- Оценка соответствия компетентности штатных и привлеченных экспертов (технических экспертов) заявленной области аккредитации.
- Разработка отдельных документированных процедур ОССМ с учетом особенностей заявителя и области аккредитации.
- Оценка соответствия инфраструктуры, ресурсов и условий ведения деятельности ОССМ требованиям критериев аккредитации.
Сопровождение процесса аккредитации (от заявки до выездной проверки).